Продолжаем представлять города-претенденты на проведение матчей ЧМ-2018 по футболу. Сегодня речь пойдёт о Калининграде.
Калининград – самый западный областной центр России, единственный город, местное время которого минимум на час «отстаёт» от времени во всех остальных крупных населённых пунктах нашей страны. Его близость к Европе – главный аргумент в пользу проведения здесь матчей ЧМ-2018. Ведь многие болельщики, проживающие в странах Старого Света, легко смогут добраться сюда на автомобилях, не говоря уже о других видах транспорта.
Ярким показателем того, насколько Калининград близок к Европе, может служить факт договорённости городских властей с коллегами из польского Гданьска. Тамошний аэропорт имени Леха Валенсы на время ЧМ-2018 может выступить резервным вариантом и «подстраховать» областные аэропорты Храброво и Чкаловск в случае возникновения каких-либо экстренных ситуаций.
ПОПУЛЯРНОСТЬ ФУТБОЛА
Несмотря на то что калининградская «Балтика» играет в ФНЛ, а золотой период её истории, когда она на протяжении трёх сезонов выступала в Премьер-Лиге, пришёлся на середину 1990-х, футбол в городе любят. Ведь такого изобилия профессиональных клубов по разным игровым видам спорта, как в Москве, Санкт-Петербурге, Казани или Екатеринбурге, здесь нет.
Причём ситуация складывается так, что развитие футбола и «Балтики» целиком зависит именно от того, получит или нет Калининград право проводить матчи ЧМ-2018. В случае положительного решения вопроса в городе будет построен новый стадион, а в «Балтику» вложат средства, которые позволят ей через пару сезонов снова попасть в элитный футбольный дивизион России.
Оценка «Чемпионат.com» (по 5-балльной системе) – 4 балла.
СТАДИОН
Новый стадион в Калининграде, который построят, если городу достанется чемпионат мира, внешне будет похож на мюнхенскую «Альянц-Арену». Его вместимость составит 45 000 зрителей, а строительство обойдётся в 11 миллиардов рублей. Это будет двухъярусное сооружение, оснащённое суперсовременными системами безопасности и видеонаблюдения. За основу взят проект французского архитектурного бюро «Wilmotte&Associes Sa». Кстати, изначально в конкурсе участвовали шесть проектных бюро. Согласно заявочной книге России на ЧМ-2018, новый стадион будет построен на Октябрьском острове Калининграда – в 15-20 минутах ходьбы от центра города. Причём по соседству с ареной хотят возвести крупный жилой массив, рассчитанный на 22 000 человек.
По окончании чемпионата мира верхний ярус трибун стадиона разберут, крыша сдвинется, и вместимость стадиона снизится до 25 000 человек. Для Калининграда это, пожалуй, оптимальная величина. Неизвестно, конечно, как будет в Премьер-Лиге, но в самом конце прошлого сезона ФНЛ, когда на решающий для клуба матч турнира руководство «Балтики» сделало вход бесплатным, собралось около 11 000 болельщиков.
В качестве же тренировочных баз для команд-участниц предлагаются легендарный стадион «Локомотив» (когда-то здесь играла сборная Германии и лучший футбольный клуб Восточной Пруссии ФК «Кёнигсберг») и курортные города Пионерский и Зеленоградск. В резерве – посёлки Родники и Ушаково.
Оценка «Чемпионат.com» — 3 балла.
ОТЕЛИ
Для приёма участников ЧМ-2018 и болельщиков в Калининграде придётся построить несколько десятков отелей – таково мнение представителей агентств по туризму. Но в городском оргкомитете по проведению чемпионата мира считают, что в регионе достаточно гостиниц для приёма официальных лиц турнира и футбольных команд, но пока не хватает мест для размещения болельщиков. Так что сделать в этом направлении предстоит очень много.
Оценка «Чемпионат.com» — 2 балла.
ТРАНСПОРТ
К Калининграду подходит множество автотрасс. Две самые крупные из них являются частью магистралей европейского значения. Одна соединяет Польшу и Германию с Белоруссией и странами Прибалтики, другая служит связующим звеном Латвии, Литвы и Эстонии с Польшей, Словакией и Венгрией. Важный момент заключается в том, что в Калининграде имеется окружная дорога, позволяющая разгрузить город от транзитного автотранспорта и уменьшить количество пробок.
Международный аэропорт Калининграда Храброво расположен в 24 километрах от города и построен на базе бывшего военного аэродрома. Одна из его взлётно-посадочных полос позволяет принимать воздушные суда весом до 100 тонн – то есть здесь могут спокойно садиться самолёты Ту-154, Як-42, Боинг-737. К Храброво подходит железнодорожная ветка, для перевозки пассажиров на данный момент не использующаяся. Но если Калининград станет городом ЧМ-2018, местные власти готовы рассмотреть вариант с пуском железнодорожного аэроэкспресса.
В Калининграде работает железнодорожный вокзал, в том числе обслуживающий поезда, прибывающие из Польши и Германии, широко развито автобусное сообщение со странами Балтии, Украиной, Белоруссией, Польшей, Германией, а городской общественный транспорт представлен трамваями, троллейбусами, автобусами и маршрутными такси.
Согласно концепции развития Калининграда к ЧМ-2018, в городе, разделённом на части реками Старая и Новая Преголя, предстоит построить несколько мостов – иначе во время футбольного форума транспортного коллапса не избежать. Поговаривают и о строительстве трассы для скоростного трамвая, которая свяжет железнодорожный вокзал, стадион и другие районы города, расположенные в радиусе четырёх километров от центра.
Оценка «Чемпионат.com» — 2 балла.
МЕРОПРИЯТИЯ
Популистских мероприятий, посвящённых чемпионату мира по футболу, в Калининграде проводится мало, но говорят об этом турнире здесь, наверное, больше, чем в любом другом городе-претенденте. Ведь ЧМ-2018, по мнению экспертов, очень важен для Калининграда – он поможет ему сдвинуться с мёртвой точки и получить мощный толчок к дальнейшему развитию. Во всяком случае, впечатляет активность и рабочий настрой давно созданного калининградского оргкомитета по проведению мундиаля. Правда, всё это в большей степени на словах, а вот что будет, когда дойдёт до дела, сказать трудно.