О работе в женском волейболе, изменениях в составе «Белогорья» и впечатлениях от выступления женской сборной России в Анкаре — в интервью с тренером белгородского клуба Борисом Колчином.
— В минувшем сезоне вы полгода проработали в женской команде «Динамо» (Москва). Для вас это был первый опыт работы с женским коллективом. Какие остались впечатления?
— Если начать с самого начала этой истории, то само предложение работать в московском «Динамо» было для меня неожиданным. Могу сказать, что я был очень хорошо принят в клубе, был хорошо принят и игроками команды. Конечно, мне потребовалась адаптация к условиям работы с женской командой. Были и свои нюансы. Во-первых, «Динамо» — клуб с традициями, с жёсткими требованиями к результатам. Причём не только к конечному результату, высокие требования предъявлялись и к текущим результатам, к проходным играм. Для меня это было в какой-то мере удивительно. Да, у нас было несколько неудачных игр на старте чемпионата, но потом был выигран Кубок России. Затем последовала неудача «Динамо» в Лиге чемпионов, и мы по обоюдному согласию с руководством расстались. Хотя в целом мне приятно, что от меня, в какую бы команду я ни приходил, требуют максимального результата.
— Так каковы особенности женского волейбола, с которыми вы столкнулись в процессе работы?
— Мне было приятно работать в команде, я почерпнул для себя много нового. Из отличий отмечу эмоциональность и непредсказуемость женского волейбола. Например, когда счёт 16:9, то в женском волейболе такой отрыв ничего не значит. В мужском тоже бывают случаи, когда команда может отыграть такой отрыв, но редко, в женском же такие «чудеса» случаются часто. В женском волейболе расстояние от идеальной игры до провальной очень мало. Я был рад, когда «Динамо» смогло выиграть Кубок России. Мне приятно, что я и с женской командой смог добиться успеха. А если говорить шутя, то моё пребывание в «Динамо» можно охарактеризовать песней Меладзе «Красиво ты вошла в мою жизнь, красиво ты ушла из неё». (смеётся).
— Опыт вашей работы с женскими командами будет востребован?
— Вы знаете, этот опыт работы мне многое дал – кругозор стал шире. Вот сейчас в отпуске меня попросили присутствовать в качестве тренера-консультанта на товарищеской игре женской сборной Латвии с командой Кипра перед отборочным циклом.
— Скажите, а приглашение в «Белогорье» в конце сезона тоже стало для вас неожиданностью?
— Да, но приятной. Я с Геннадием Шипулиным проработал вместе три года и в клубе, и в сборной страны. Это были прекрасные годы работы – «Белогорье» было сильнейшим клубом страны, а мужская сборная стала бронзовым призёром Олимпиады в Афинах. Кстати, тот результат был признан неудовлетворительным и тренерский штаб отправили в отставку. После этого наши пути с Шипулиным разошлись, мы прожили эти годы, работая отдельно. Я с радостью вернулся в Белгород, правда, на первом собрании команды по приезду я вспомнил поговорку о том, что нельзя войти в одну реку дважды. Но Шипулин запротестовал и сказал, что это вполне возможно. Учитывая характер Шипулина, я с ним согласился (смеётся).
Могу сказать, что «Белогорье» — это клуб, который должен бороться за призы, а не играть в плей-ауте. Ну что ж, была неудача в этом сезоне, будем исправлять её в следующем.
— Вы принимали участие в комплектовании команды «Белогорье» для следующего сезона?
— Да, у меня в Белгороде больше возможности влиять на комплектование команду, нежели это было в московском «Динамо». Когда я пришёл в столичный клуб, состав был уже сформирован и ничего изменить было нельзя. Что касается приобретений «Белогорья», то они уже известны: мы подписали двух немецких волейболистов – диагонального Георга Гроцера и связующего сборной Германии Луиса Кампу. Гроцер отлично зарекомендовал себя в этом сезоне в составе «Ресовии», в Кубке ЕКВ и в чемпионате Польши, где его команда стала победителем. Что касается Кампы, то он выступает в сборной Германии вместе с Грецером, и мы считаем, что этот сыгранный тандем принесёт нам пользу. Подписан и связующий Сергей Макаров, который входит в первую пятёрку российских пасующих. Сергей по характеру боец, он был капитаном сборной России и сейчас вместе с национальной командой готовится к матчам Мировой лиги и Олимпиаде. Пока неизвестно, конечно, сможет ли Сергей пробиться в основной состав сборной, но игрок он хороший. Мы пока не можем сказать, что место основного связующего отдадим Кампе, ему ещё предстоит побороться за это место с Макаровым. Пополнит ряды команды и центральный блокирующий Леонид Кузнецов. Если мы сможем справиться с его болячками, то он может принести пользу. К тому же костяк «Белогорья» прошлого сезона сохранился – Хтей, Мусэрский, Тетюхин. Ильиных.
— Какие задачи вы считаете первостепенными?
— Отмечу, что главным станет усиление игры у себя дома, на своей площадке. Нельзя выступать так, как мы выступали в этом году. На своей площадке мы должны выигрывать, и это зависит не только от команды, но и от болельщиков. Нам нужна их поддержка, и не только когда «Белогорье» выигрывает, но и когда терпит неудачу. Это очень важно, чтобы мы чувствовали болельщиков, которые смогут вернуть накал борьбы в домашние матчи команды.
— Судя по всему команду покинул Вадим Хамутцких. Не знаете, куда перешёл Вадим? Не жаль было расставаться с таким харизматичным игроком?
— Честно сказать, я не в курсе. Безусловно, Вадим для многих стал флагом, лицом команды «Белогорье». У Бороды ещё огромный игровой запал, он хочет и может играть. Так что говорить с ним о тренерской работе пока рано, да и вообще он не любит этих разговоров о том, что он будет делать после волейбола. От себя скажу, что возраст дело относительное — сейчас много спортсменов, который играют в 40 лет. Смотрю, как на чемпионате мира по хоккею, который проходит сейчас, 40-летний хоккеист забивает шайбы.
— Скажите, а следили за тем, как выступала наша женская сборная на отборочном турнире в Турции, где не смогла отобраться на Олимпиаду?
— За результатами следил, но видео матчей не видел. Но, честно сказать, перед отборочным турниром в Турции у меня было предчувствие, что россиянки там не победят – турчанки у себя дома никого не пропустят. В своё время я с мужской сборной России попал в такой водоворот отбора на Олимпиаду. Могу сказать, что было тяжело, но мы его прошли. Так что женской сборной России сейчас не позавидуешь. Но думаю, что на турнире в Японии девушки завоюют путёвку. Я в этом уверен.
— Даже без Соколовой?
— Я не знал, что она не будет выступать за команду в Японии. Тогда, конечно, задача усложняется. К тому же, как я слышал, травма у Кошелевой. Это может серьёзно сказаться на игре. В женском волейболе 1-2 игрока с травмой или их отсутствие в команде дают сбой всего механизма. Надеюсь, что все же российским волейболисткам удастся попасть на Олимпийские игры.
— У мужской сборной России более радужные перспективы?
— Не буду давать оценку как тренер, скажу, что ситуация в мужском волейболе России обнадёживает. Мы, наверное, уже исчерпали свою горечь неудач, и теперь всё будет хорошо. Мы заслуживаем побед. Надеюсь, что Олимпийские игры в Лондоне станут рубиконом, после которого наступит гегемония российского волейбола.