АСТАНА, 12 сен — РИА Новости. Глава МИД России Сергей Лавров не видит альтернативы переговорному решению ядерных программ Ирана и КНДР и считает, что угрозы и односторонние санкции вредят коллективным усилиям.
«Среди актуальных тем международной повестки дня — ситуация вокруг иранской ядерной программы и ядерная проблема Корейского полуострова. Не видим альтернативы их урегулированию путем переговоров в сложившихся форматах», — заявил Лавров, выступая на министерской встрече стран-участниц Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
«Это — единственный путь к тому, чтобы добиться от Тегерана и Пхеньяна снятия озабоченностей международного сообщества», — подчеркнул он.
По его словам, угрозы, нагнетание напряженности, односторонние санкции «подрывают коллективные усилия». «Риски слишком велики, и от ставки на конфронтацию необходимо незамедлительно отказаться. И здесь авторитет СВМДА тоже мог бы сыграть благотворную роль», — считает глава МИД РФ.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран не отрицает, что обогащает уран до 20%, однако заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
«Шестерка» международных посредников, в которую входят представители России, Великобритании, Китая, США, Франции и Германии, с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.
В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН. Помимо этого, различные резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать ее исключительно мирную направленность, приняли в одностороннем порядке ряд стран и организаций.
В 2006 и 2009 годах Пхеньян произвел испытания двух ядерных взрывных устройств, вызвав санкции со стороны международного сообщества. Шестисторонние переговоры о ядерном разоружении с КНДР, которые велись с участием дипломатов России, США, Китая, Японии и Южной Кореи, пока ни к чему не привели.