Виктор Пехтерев погиб в 1942 году.
У пригородного посёлка Кузьмичи поисковики со всей России работают не первый год. И каждый раз поднимают останки десятков красноармейцев, которых Родина «забыла» 70 лет назад на поле сражения.
В Кузьмичи со своим самоваром
За околицей посёлка Кузьмичи – кружево лесополос и просёлочных степных дорог. Тишина. Холмы, балки тонут в вековом безмолвии. Совсем не верится, что ровно 70 лет назад именно здесь творился рукотворный ад. В эти дни здесь, на рубеже у верховьев речки Сакарки, проходит очередная «Вахта памяти» с участием поисковиков из нескольких регионов. Здесь наравне с 30-летними взрослыми работают школьники 14–16 лет из Екатеринбурга, Свердловской, Ярославской областей, Самары, Волгограда. Группа поисковиков из Ярославской области приехала сюда, в степи под Городищем, на личном внедорожнике бывшего главы администрации Брейтовского района. Он же снарядил ребятам в дорогу огромный никелированный самовар – «чтобы по дому не шибко скучали». Иногородние ребята приехали вместе со своими преподавателями-наставниками – «копать историю». У завтракающих под тентом юных уральцев и ярославцев интересуюсь: «Ну что северяне, как переносите наше волгоградское пекло?». «Ничего, работать можно! – с видом заправского копатели за всех отвечает 15-летний ярославец Миша Поляков. – Я в ваших краях второй год, попривык уже малость. Год назад мы нашли у посёлка Степной совсем засыпанный землёй огромный блиндаж. Печка там вся в труху, а вот грядушки кроватей хорошо сохранились». Поисковик-командир и наставник ребят Юлия Гаврилова из Екатеринбурга поясняет: «Мы не заставляем детей “гнуть спины” с лопатами от зари до зари. Каждый работает, пока хочет и может, насколько хватает интереса. Перед тем как дети берут в руки лопаты и металлоискатели, проходят жесткий инструктаж – боезапасы не трогать, к любой подозрительной “железяке” не прикасаться».
«Я как преподаватель-историк с большим опытом работы с людьми не разделяю протест некоторых взрослых: “Ах, детки копаются в костях! Ах, недопустимо это! – считает преподаватель лицея из Самары Дмитрий Лышников. – Я бы сказал так: поисковая работа даже необходима как „целительный рецепт“, чтобы из юного товарища вырос именно гражданин, а не люмпен, которому плевать на историю и на всех окружающих. Это не компютерные стрелялки, где у тебя „пять жизней“ в запасе. Здесь мальчишки и девчонки понимают – жизнь-то одна!
„Похоронен“ в окопе
„Мы стоим в этих местах не первый год, но работы особо не убавилось, – рассказывает руководитель-координатор ‘Вахты памяти-2012’, командир сводного отряда ‘Красноармеец’ Денис Соловьёв. – В сентябре 42-го местные позиции здесь переходили из рук в руки. Вскрываем траншеи, а там слоями – красноармеец, немец, опять наш и так далее“. Позавчера у поисковиков была большая удача сродни празднику – у одного из „поднятых“ бойцов сохранился медальон. Бойца опознали! Через медальон и копии архивных документов о пропавших, убитых в этих местах боёв, в считанные часы удалось восстановить владельца медальона – командир отдельной роты разведки Виктор Пехтерев, 1921 года рождения, член ВЛКСМ. Согласно архивным данным Минобороны разведчик „похоронен“ на высоте 114,2 у Кузьмичей. „Но что значит ‘похоронен’, – поясняет один из волгоградских поисковиков. – Мы нашли разведчика в засыпанном окопе в сидячем положении. Рядом, на нише бруствера, были разложены личные вещи, гранаты. Как начался артобстрел, так его и завалило землёй. Вот и все ‘похороны’.
‘Это ещё что, – рассказывает наставник юных поисковиков-школьников из ярославского посёлка Брейтово, учительница Юлия Зубова. – В окрестных полях, говорят, сезонные работники-таджики находят кости бойцов и тут же выбрасывают, не глядя, в канавы, лесополосы. А в местном посёлке продавец магазина нас вообще ‚добила‘ фразой: ‚И что вы здесь такого исторического ищете? Разве здесь что-то происходило?‘.
На специально приготовленной площадке ребята в перчатках раскладывают… скелеты из найденных костей. ‚Кости рук и ног не перепутайте, – наставляет одна из преподавателей, симпатичная Валентина. – Правая рука одна и одна левая!‘. И обращаясь ко мне, поясняет: ‚Рёбра все разбиты, посечены осколками или лопатами "чёрных копателей". А вон видите, на черепе у нашего "безымянного" бойца зелёное огромное пятно! Термический ожог кости – каска горела и плавилась прямо на голове‘.
‚Как подготовим все останки – позовём батюшку для отпевания, а прежде устроим церемонию прощания наших поисковиков с погибшими – сделаем так называемый "Последний строй", – рассказывает Денис Соловьёв. – Около каждого убитого бойца разожжем символическую лампаду-светильник. Пусть память не погаснет‘.
КСТАТИ
В нынешнюю ‚Вахту памяти-2012‘ удалось поднять останки полусотни бойцов 62-й, 64-й и 65-й армий. Все они будут торжественно преданы земле на мемориальном кладбище в Россошках.