О том, как проживет своей «последний» год перед переездом Политехнический музей, куда уедут экспонаты, и как музей отметит в этом году свое 140-летие, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор музея Борис Салтыков.
Один из старейших научно-технических музеев мира — Государственный Политехнический музей в Москве — на пороге больших перемен. В первом квартале 2013 года в помещениях музея уже начнется реконструкция, и только в 2018 году музей вновь откроется для посетителей. О том, как проживет своей «последний» год перед переездом Политехнический музей, куда уедут экспонаты, и как музей отметит в этом году свое 140-летие, рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор музея Борис Салтыков.
— Борис Георгиевич, после реконструкции Политехнический музей будет совершенно другим? Что останется от знакомого многим поколениям москвичей Политеха, а что будет принципиально новым?
— Честно сказать, музей в его сегодняшнем виде — это музей индустриальной эпохи. Он имеет богатейшие, бесценные коллекции, но в последние годы они пополнялись весьма слабо, в музее совсем мало экспонатов, связанных с самыми современными достижениями науки, в частности, с исследованиями в области IT и life science. Музей, который мы намереваемся создать в будущем, конечно, должен быть осовременен. И я считаю, что музей, который собирается войти в десятку лучших мировых музеев своего класса должен показывать достижения не только российских ученых — он будет говорить о том, что делается в мировой науке в целом.
В концепции, одобренной Попечительским советом музея, принятой Министерством культуры РФ, заложена тематическая триада — материя, энергия, информация. Вся экспозиция будет ориентирована на эти сферы. В ней будут рассказаны истории материального мира, история информации — скажем, от костров и барабанов до суперсовременных информационных технологий и способов передачи информации.
— Как будет выглядеть будущая экспозиция? Многие критикуют проект японского архитектора Джунья Ишигами с высаживанием сада…
— Во-первых, проект «музей-сад» Ишигами — это пока архитектурная идея, она касается только здания и к экспозиции не имеет никакого отношения. Во-вторых, действительно есть частные отрицательные мнения отдельных архитекторов, но в целом концепция одобрена на всех уровнях.
Хочу одновременно сказать, что мы не отступим ни от каких норм и требований, которые предъявляет московское правительство и к памятникам культуры, и к использованию территории города Москвы. Вопрос же экспозиции не в компетенции Ишигами, над ее дизайном работают группы из сотрудников музея и привлеченных экспертов. Как она будет выглядеть, мы пока не знаем — научная концепция одобрена, но о дизайнерских решениях пока говорить рано. Ясно, какие будут предъявлены требования к этой экспозиции: использование самых современных музейных технологий, это и 3D-технологии, мультимедийные, интерактивные. Музейные технологии будут ориентированы на то, чтобы вовлечь посетителя в процесс познания, а не навязывать ему окончательный ответ, что характерно для традиционных музеев.
— Каковы сроки проведения реконструкции, не изменились ли они?
— Будущее музея определено постановлением правительства РФ от 2010 года, и мы будем строго придерживаться этих сроков. До конца 2017 строители должны реставрировать «историческое» здание на Новой площади, приспособят его под современные нужды. 2017-й год целиком уйдет на насыщение здания экспонатами и технологиями. Открытие музея намечено на начало 2018 года.
— Расскажите, пожалуйста, в каком состоянии здание в настоящее время, и какие основные работы планируется провести.
— Здание ждет реставрация, точнее, реставрация с приспособлением для современного использования (мы используем этот термин). Музею 140 лет, последнее из трех его зданий достроено позже — в 1907 году. Здесь почти сотня лестниц, разнообразные, иногда неудобные переходы, нет эскалаторов, нет пассажирских лифтов, только один — технический. Здание внутри многократно перестраивалось, особенно в советское время. Здесь много административных помещений, и за годы существования музея изменился его первоначальный замысел — музея галерейного типа, в котором можно пройти с одного конца до другого. Эта первоначальная структура будет музею возвращена.
У нас запланировано также перекрытие двух внутренних дворов, для того, чтобы использовать их для публики, а не для хозяйственных нужд. В концепции пока точно не определено их назначение — это могут быть и публичные пространства, где можно отдохнуть, посидеть, например, в кафе, или же использовать их как место проведения научных встреч и семинаров. Эти пространства могут быть частично использованы также для экспозиции крупногабаритных предметов.