МОСКВА, 16 апр — РИА Новости. Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по Катыни не повлияет на репутацию России, которая стремится найти истину в этом деле и идет на сотрудничество с Польшей, убежден председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.
Страсбургский суд в понедельник огласил решение по жалобе родственников погибших в Катыни военнопленных. Суд признал Россию нарушившей статью 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о защите прав человека, сочтя, что российские власти не предоставили некоторым из заявителей достаточно информации о судьбе их родственников. При этом судьи не стали выносить решение по жалобе на нарушение статьи 2 (право на жизнь). Польская сторона заявила о намерении обжаловать решение в Большой палате Суда.
«Не удастся бросить тень на усилия, которые прикладывает Россия для установления истины в Катынском деле», — заявил Маргелов РИА Новости в понедельник, комментируя решение Европейского суда по правам человека.
Российский сенатор отметил, что Россией уже проделана «громадная работа, положительно воспринимаемая польской стороной». Он напомнил, что Госдума квалифицировала массовое уничтожение польских граждан в Катыни как акт произвола тоталитарного режима. Передача материалов по этому делу в Польше началась с 1990 года, но особенно активно, сказал Маргелов, она ведется в последнее время, когда по указанию президента РФ Дмитрия Медведева Росархив разместил на своем сайте образцы подлинников документов о расстрелянных. В общей сложности сегодня польская сторона получила 148 из 183 томов уголовного дела.
«Рассекречивание материалов продолжается. Так что Россия не стремится что-либо скрывать», — заявил он.
Маргелов напомнил, что в 2004 году Главная военная прокуратура России окончательно прекратила уголовное дело N 159 по Катыни по причине смерти виновных. «Конечно, у ЕСПЧ могут быть какие-то свои соображения, но с точки зрения здравого смысла бесконечно расследовать одно и то же дело бессмысленно», — заявил председатель комитета Совфеда.
Советские власти на протяжении нескольких десятилетий отрицали свою причастность к так называемому катынскому делу — массовому уничтожению тысяч польских военнопленных и чиновников на территории СССР, в том числе в Смоленской и Калининской (Тверской) областях, а также на Украине и в Белоруссии.
В 1944 году советская комиссия во главе с академиком Бурденко обвинила в расстреле поляков немецких оккупантов, однако весной 1990 года ТАСС распространил заявление о том, что катынское дело представляет собой «одно из тяжких преступлений сталинизма».
Согласно рассекреченной записке председателя КГБ Александра Шелепина, в рамках спецоперации НКВД, которая проводилась по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года, было расстреляно около 22 тысяч депортированных из Польши военных и чиновников.
«Катынский вопрос» долгие годы осложнял российско-польские отношения, и в 2010 году власти РФ опубликовали электронные копии документов о расстрелянных поляках, передав Польше и материалы уголовного дела по расстрелу.
Российская сторона продолжает работу по рассекречиванию материалов катынского дела, которое вела Главная военная прокуратура (ГВП) РФ.