Французские ученые, проведя серию экспериментов с бабуинами, в очередной раз подтвердили, что не обязательно уметь говорить, чтобы научиться читать. Их работа поможет в понимании природы познавательных способностей человека, расширении уже установленных языковых навыков в области разговорного языка, а также исследованиях языка жестов у людей с нарушениями слуха.
Чтение — сложный процесс и один из важных механизмов получения информации. Подавляющее большинство предыдущих исследований этого процесса уделяло особое внимание строению связной речи, смыслу слов и прочим подобным вещам, рассматривая печатное слово просто как видимый объект. В подавляющем большинстве языков для записи звуков используется алфавит, и чтение начинается с визуального распознавания букв и их относительных позиций в словах (так называемая «орфографическая обработка»). То, на какой стадии процесса «перевода» написанных символов в смысл знание языка становится необходимым, и насколько возможна «орфографическая обработка», если предварительный «лингвистический опыт» в виде знания разговорного языка отсутствует, французские ученые попытались понять, наблюдая за животными.<2>
Считается, что идентификация букв является не лингвистической, а зрительной проблемой.
Поэтому в эксперименте принимали участие бабуины, зрительная система которых похожа на человеческую.
Шесть обезьян были помещены в специальные вольеры и имели свободный доступ к компьютерам с сенсорными экранами. На экранах периодически демонстрировались как четырехбуквенные английские слова, так и не имеющие смысла последовательности из четырех букв. «Бессмысленные» последовательности были составлены из таких комбинаций букв, которые редко встречаются в английском языке, одновременно в них старались реже использовать те сочетания букв, которые часто встречаются в реальных словах.
При возникновении на экране компьютера цепочки букв бабуины должны были нажать на крестик или овал, один из них соответствовал слову, а другой — бессмысленному набору букв.<1>
В случае правильного ответа обезьяна получала поощрение в виде сухой пшеницы, а в случае неправильного экран на три секунды становился зелёным.
<3>За полтора месяца бабуины научились выделять от 81 до 308 слов из 7832 бессмысленных четырехбуквенных комбинаций. Частота правильных ответов составила 75%, что само по себе является примечательным результатом. Кроме того,
оказалось, что бабуины способны не только запомнить десятки слов, но и понять, является ли незнакомая им комбинация букв словом.
Однако чем больше «ложные» слова походили на настоящие, тем больше было неправильных ответов. По-видимому, бабуины заучивали статистику встречаемости буквенных комбинаций и использовали эти знания для выполнения задания.
Поскольку бабуины не говорят ни на одном из человеческих языков, открытие французских учёных ещё раз подтверждает тот факт, что не обязательно уметь говорить, чтобы научиться читать.
На сегодняшний день уже известны некоторые методики раннего развития и реабилитации (например, проверенная временем методика американского физиотерапевта Глена Домана), которые помогают обучить чтению ещё не умеющих разговаривать младенцев, а также детей с нарушениями нейронных связей в мозгу, которые не позволяют им освоить устную речь.
На основании результатов эксперимента, описанного в журнале Science, учёные пришли к выводу о схожести мозговых процессов, происходящих при чтении, у приматов и человека, а также что «орфографическая обработка» доступна приматам. Однако не обязательно, что у бабуинов этап конструирования слов из букв действительно имеет место, ведь учёные изучали зрительную память и фактически пытались решить проблему связи смысла и образа слова, а короткие слова в английском языке весьма похожи на иероглифы, представляющие в таких языках, как китайский, отдельные слова и даже словосочетания.
Как сообщил «Газете.Ru» руководитель исследования Джонатан Грейнджер, работа его и коллег может помочь в понимании природы познавательных способностей человека, расширении уже установленных языковых навыков в области разговорного языка, а также исследованиях языка жестов у людей с нарушениями слуха.
Кроме того, она важна в свете вопросов образования, в частности, при изучении дислексии – заболевания, при котором у человека нарушены нейронные связи передачи информации в мозгу, что приводит к трудностям с чтением и письмом, не связанным с нарушением слуха, зрения или недостатка образования.
<4>Этим заболеванием страдает множество людей, ему были подвержены такие хорошо известные люди, как Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Уинстон Черчилль и Стив Джобс.
Одним из важных условий эксперимента было то, что испытуемые не должны иметь опыта разговорной речи.
Однако владельцам домашних животных известно, что собаки и кошки способны адекватно реагировать на человеческие команды, сделанные на языке владельца, т.е. фактически животные способны получать некий «лингвистический опыт».
На вопрос «Газеты.Ru», на каком языке говорили люди в присутствии бабуинов, руководитель исследований Джонатан Грейнджер пояснил, что люди в окружении бабуинов разговаривали на французском языке, и это в определённом смысле обеспечило чистоту эксперимента при использовании английских слов.
Автор: Оксана Абрамова!--4-->!--3-->!--1-->!--2-->