С 1 января 2012 года вступили в силу изменения законодательства, регулирующие деятельность такси. Перевозчики теперь обязаны иметь специальное разрешение на перевозку пассажиров и багажа, на автомобили должна быть нанесена цветографическая схема и установлен «опознавательный фонарь» легкового такси, а водители после поездки обязаны выдать клиенту чек или квитанцию.
Первые заявления от предпринимателей, планирующих заниматься перевозкой пассажиров и багажа на легковом такси, начали принимать 1 сентября 2011 года. На сегодняшний день, согласно данным министерства транспорта Красноярского края, разрешения получили 2250 фирм такси, 400 находятся в обработке. Непосредственно в Красноярске официально работают около 600 таксофирм. Не получившие разрешение на легковые перевозки, либо продолжают работать без разрешения, либо изменили свою сферу деятельности.
Последние, по словам операторов, теперь являются «диспетчерскими центрами» и оказывают информационные услуги. Если раньше у данных такси был свой таксопарк, то сейчас, они являются посредниками между водителями и клиентами. Водители, в свою очередь, получают разрешение как индивидуальные представители или продолжают работать без опознавательных знаков и разрешения.
Первой разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Красноярске получила ИП Карлова (такси «Красноярск»). По словам главного бухгалтера фирмы Елены Зыковой, для компании введение разрешений ничего не изменило. «Мы просто скопировали нашу документацию, подали заявление и получили разрешение, работая в прежнем режиме, — сказала Зыкова. — Если говорить о других фирмах, то в изменении вида деятельности с “перевозок легковым такси” на “оказание информационных услуг” я не вижу никакой проблемы. Они работают на законных основаниях, привлекая при этом таксистов, получивших разрешение в индивидуальном порядке.
Другой вопрос, если они привлекают водителей такси, не имеющих разрешения. Тогда это уже нарушение законодательства, как со стороны фирм, так и со стороны водителей. Соответствующие органы должны такую деятельность пресекать».
Что касается улучшения качества предоставляемых услуг легковых перевозок, то особых изменений пока замечено не было. Так, например, чтобы получить квитанцию, во многих таксофирмах города по-прежнему надо предупреждать диспетчера о ее необходимости, хотя, например, в службе заказа такси «Стрела» бланки заказ-наряда есть у всех водителей. Многие фирмы продолжают работать без таксометра, а машины с «шашечками» стоят в местах скопления людей и ждут клиентов, не имея при этом разрешения на перевозку.
Несмотря на то, что изменениями в законодательстве обозначены штрафные санкции, по словам пресс-секретаря министерства транспорта края Алены Луневой, первое время жесткие меры применяться не будут. Нарушителей будут предупреждать, и только по прошествии времени начнут штрафовать. В целом, процесс получения разрешений фирмами, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, проходит успешно. Остается надеяться, что с изменениями законодательства в лучшую сторону изменится качество оказания услуг легковых перевозок.