МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. Тестостерон, «мужской» гормон всех позвоночных животных, заставил самок полосатых трехперсток — небольших птиц, внешне напоминающих перепелок, примерить на себя роль отцов семейства, пишут немецкие орнитологи в статье, опубликованной в журнале Behavioural Ecology.
Полосатые трехперстки принадлежат к числу тех редких животных, у которых сильный и слабый пол поменялись местами. Самки этого вида первыми начинают брачные игры, ухаживают за своими кавалерами и дерутся за них со своими конкурентками. Как правило, одна самка содержит «гарем» из трех-четырех ухажеров, которые высиживают яйца и заботятся о вылупившемся потомстве.
Кристина Мук (Christina Muck) и Вольфганг Гойманн (Wolfgang Goymann) из Института орнитологии Общества имени Макса Планка в городе Зеевизен (Германия) установили, что такой обмен ролями сопровождается соответствующими гормональными изменениями, проследив за колебаниями тестостерона в крови самок и самцов трехперсток в течение года.
Биологи вырастили небольшую популяцию самок и самцов и рассадили их по парам в просторные клетки, в которых они жили весь год. Мук и Гойманн регулярно брали пробы крови, взвешивали птиц и делали снимки черной «манишки» на груди — ее яркость является своеобразным индикатором здоровья и превосходства самки над своими конкурентками.
Оказалось, что средний уровень тестостерона у самцов и самок трехперсток был примерно одинаковым и мало менялся на протяжении всего сезона, что достаточно нехарактерно для животных, которые могут размножаться круглый год.
Тем не менее, самки с относительно высоким уровнем тестостерона были крупнее своих менее «накачанных» гормонами конкуренток, а их основной инструмент заманивания самцов — манишка — была самой яркой. Кроме того, такие «главы семейства» испытывали меньше проблем со здоровьем по сравнению с другими трехперстками.
При этом исследователи отмечают, что повышенная концентрация тестостерона у самцов этого вида пернатых никак не влияла на их репродуктивную успешность.
«Поразительно, что обмен ролями в половом поведении птиц сопровождается “переворотом” в гормональных системах, управляющих вторичными половыми признаками. Самки трехперсток получили не только поведенческие стратегии самцов, но и управляющие ими физиологические механизмы», — заключает Мук.