/uploads/posts/2011-08/Литвиненко хотел шанта.jpgМОСКВА, 19 окт — РАПСИ. Скончавшийся в Лондоне в 2006 году экс-офицер ФСБ РФ Александр Литвиненко владел компроматом на сбежавших из России бизнесменов, в том числе на Бориса Березовского и Леонида Невзлина, и собирался их шантажировать, заявил в опубликованном в среду интервью «Комсомольской правде» депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой, которого британские власти считают главным подозреваемым по «делу Литвиненко».
Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию, скончался 23 ноября 2006 года на 44-м году жизни вскоре после получения британского гражданства. После его смерти специалисты британского Агентства по охране здоровья утверждали, что обнаружили в организме Литвиненко значительное количество радиоактивного элемента полоний-210. Официальное медицинское заключение о причинах смерти после вскрытия тела так и не было обнародовано.
Как сообщил Луговой, Литвиненко говорил ему, что владеет компроматом на двух лиц — предпринимателя Бориса Березовского и бизнесмена Леонида Невзлина — одного из бывших руководителей «ЮКОСа», заочно признанного виновным в серии тяжких преступлений и скрывающегося от российского правосудия в Израиле.
«Литвиненко постоянно говорил о том, что именно благодаря ему тот (Березовский) получил в Британии политубежище. Это серьезный компромат, который мог повлиять в дальнейшем на всю деятельность Березовского в Лондоне. Второй — Леонид Невзлин. Литвиненко говорил мне о том, что у него есть некая видеозапись и что он собирается встречаться с Невзлиным и заработать на этой кассете денег.
Насколько мне известно, он даже летал к нему в Израиль. Чем это все закончилось, я не знаю. Ему надо было как-то денег зарабатывать, ему их не хватало», — говорит Луговой.
По словам депутата, Литвиненко считал, что «дважды спас Березовскому жизнь», а тот «его не отблагодарил».
Луговой также заявил, что никакого компромата «из архивов ФСБ» он Литвиненко не поставлял.
«Но должен сказать, что те просьбы и предложения, которые при его (Литвиненко) посредничестве звучали от западных детективных и охранных компаний, носили весьма серьезный характер и касались известных в России людей, министров и окружения первых лиц государства. Их интересовал любой компрометирующий материал на государственных чиновников и сбор компромата, почему я еще пять лет назад и сделал заявление о том, что Литвиненко является агентом спецслужб. А я был объектом их вербовки. Но не сложилось у ребят», — сказал Луговой.
Вдова Литвиненко признала, что ее муж консультировал британские спецслужбы МИ-5 и МИ-6. Луговой говорит, что был этим заявлением шокирован.
«Заявление Марины Литвиненко лишь подтверждает мою правоту. Я сразу заявил, что Литвиненко был агентом британских спецслужб, и просил всех обратить на это внимание», — сказал депутат.
Марина Литвиненко утверждала, что адвокатов Луговому оплачивает российское государство. Депутат заверил, что это не так.
«Я достаточно обеспеченный человек, чтобы позволить себе самостоятельно решать этот вопрос», — сказал он.
Королевская прокурорская служба Великобритании заявляет, что имеет достаточно улик для предъявления Луговому обвинения в убийстве Литвиненко. Россиянин отвергает выдвинутые в его адрес обвинения, называя их политически мотивированными.
Генпрокуратура РФ отказалась выдать Лугового Великобритании, ссылаясь на то, что это противоречит российской Конституции. При этом она не исключила возможность проведения суда над ним в России. Москва заявила о готовности совместно с британскими коллегами расследовать смерть Литвиненко. Тем не менее, отказ России выдать Лугового привел к охлаждению отношений двух стран.