Русскоязычные гимназии находятся в подвешенном состоянии

За 12 лет численность гимназистов в русскоязычных школах снизилась с 4500 до 2200 человек, а количество гимназий осталось почти прежним.

Ни в одной из школ Таллина с русским языком обучения в гимназической ступени не учится столько учеников, сколько должно быть в гимназии в соответствии с утвержденной в 2003 году Программой развития таллиннских школ.

В Таллине 21 гимназия с русским языком обучения, самая большая из них — Тынисмяэская реальная школа, в которой учится 163 гимназиста. Ни в одной русской гимназии нет больше двух параллельных классов. Среднее образование дает и гимназия Паэкааре, в которой учится 17 гимназистов.

За 12 лет численность гимназистов в русских школах уменьшилась в два раза, или на 2300 человек. Численность гимназистов в эстонских школах сократилась на тысячу учащихся — с 6400 до 5400 человек.

Несмотря на суровые цифры, в последние годы в отношении ни одной средней русской школы не было принято решения закрыть гимназическую ступень, каждый год перед школами встает вопрос: удастся ли открыть 10-й класс или не наберется даже одного небольшого классного комплекса.

«В соответствии с принятой в 2003 году программой развития общее количество учащихся в гимназии должно быть не менее 156 человек. В Таллине сейчас 26 школ — с эстонским и русским языком обучения, — в которых учится меньше 160 гимназистов», — сказал руководитель Таллинского департамента образования Андрес Паюла, напомнив, что два года назад он подписал приказ, на основании которого следовало закрыть гимназические ступени как с русским, так и с эстонским языком обучения, в которых количество учащихся является критическим. «Но тогда общины вместе с директорами школ выступили против, и гимназии остались», — сказал Паюла.

Учеников не хватает
«Прежняя программа предусматривала, что минимальное количество учащихся в гимназии должно составлять 156 человек, однако по новой программе должно быть больше 200 учащихся», — отметил Паюла.

«В прошлом году у нас была настоящая трагедия, когда мы решили, что не можем открыть 10-й класс, так как желание учиться в нем выразили всего десять детей, — сказала директор гимназии Карьямаа Анна Крылова. — В этом году из двух 9-х классов только 17 учащихся хотели бы продолжить учебу в гимназии, и честно говоря, далеко не все из них потянут учебу в гимназии».

«Мы хотим учиться дальше в своей школе, — сказали ученики 8-го класса школы Карьямаа. — У нас хорошие учителя, прекрасная атмосфера в школе, и мы привыкли к своей школе».
Из 29 учеников этого класса об учебе в гимназии подумывают только 12. Директор, услышав об этом, только развела руками.

Учителя школы Карьямаа готовы, по их словам. приложить все усилия к тому, чтобы сохранить гимназию, но если нет учеников, то делать нечего. Между тем ученики Карьямааской гимназии еще несколько лет назад показывали отличные результаты в учебе, были классы, выпускники которых в полном составе поступали в вузы.

Хотя сейчас в Пыхья-Таллине три гимназии с русским языком обучения, но и директор гимназии Карьямаа Анна Крылова, и учителя, произведя небольшие подсчеты, сказали, что на самом деле учеников хватит лишь для одной приличной гимназии.

Конец неопределенности
Директор Ыйсмяэского русского лицея Рита Юхансон констатировала, что в русских школах привыкли к тому, что дети, как правило, ходят в одну и ту же школу с 1-го по12-й класс и после окончания основной школы не пытаются поступать в другие гимназии, как это обычно бывает в эстонских школах.

Но фактом является и то, что в Таллине нет ни одной основной русской школы, а все они являются средними, как их и создали десятки лет назад. Какое-то время несколько основных русских школ все-таки существовало, когда из-за отсутствия учеников закрыли их гимназические классы, но потом и эти основные школы вымерли.

Директор Ляэнемереской гимназии Валерий Новиков понял, что его, как и многим другим русским средним школам, придется стать основной, но если такое решение принять только в отношении нескольких школ, то родители поведут своих детей в первые классы именно в те школы, где гимназические классы сохранятся. «Считается, что если нет гимназических классов, то это плохая школа», — сказал он.

Вторая проблема заключается в том, что сохранившиеся гимназии не будут в состоянии принять всех учеников других школ, которые захотят пойти учиться в гимназию. «У нас в основной школе четыре параллельных класса и по два в гимназии и больше гимназических классов нам не принять», — пояснил Новиков.

И Новиков, и Крылова, и Юхансон, анализируя план преобразований, больше верят в идею разделения основных школ и гимназий; по их мнению, в Таллинне учеников хватит самое большее на четыре русские, а точнее эстонско-русские, гимназии.

«Некоторые школы можно было бы закрыть и реновировать, чтобы в них могли работать хорошие гимназии, а остальные сохранить в качестве основных», — предлагает свое решение Новиков.

По его словам, начиная с 7 класса можно было бы подумать и о прогимназиях. «И тогда бы родители знали, что на каждой новой школьной ступени при поступлении в новую школу их детям придется конкурировать, а для этого придется приналечь на учебу», — продолжил Новиков.

Руководители школ, с которыми беседовал Postimees, ждут от городских властей ясных и четких решений, чтобы кончилась царящая неопределенность и школы знали, как дальше планировать свою жизнь и работу.

Есть три сценария
По словам Паюла, городской департамент образования работает сейчас над тремя сценариями, как реорганизовать сеть таллиннских школ. «Ясно то, что изменения грядут, а планы проясняться к осени, — заявил Паюла. — Один вариант жесткий — он предусматривает разделение основных школ и гимназий, второй помягче — по нему сохранятся некоторые, так сказать, сквозные школы, а третий вариант предусматривает наряду с существующей системой создание чего-то другого, красивого и шикарного, где все решается в условиях конкуренции в ходе естественного процесса», — сказал Паюла и заметил, что он лично является сторонником третьего варианта.

«Особо больших возможностей для маневра нет, и в конце концов все будет развиваться в правильном русле», — добавил он.

По словам Паюла, можно было хоть сейчас закрыть 26 или даже 30 гимназий, но следует спросить, а что делать с теми 400 оставшимися учениками, которые тоже хотели пойти учиться в гимназию. «Нынешние, так называемые, сквозные школы не способны увеличить прием в гимназические классы, чтобы принять в них всех желающих учиться в гимназии из других школ», — констатировал руководитель департамента.

«Если город примет жесткие решения, то когда дело дойдет до реального закрытия школ, то руководили будут согласны с планом в отношении всех остальных школ, только не своей», — высказал Паюла сомнение относительно поддержки руководителей школ.
 




Отзывов 0    Просмотров