Пушки начищены, мундиры отглажены

Музей-панорама «Бородинская битва» открывается после реконструкции

Корреспондент «Труда» побывала в музее за несколько дней до официального открытия и расшифровала знаменитую панораму Франца Рубо. Теперь каждый посетитель может подойти к информационному стенду, нажать на клавишу и на интерактивном экране увидеть описание любого эпизода знаменитой битвы.

Я держу изящную фарфоровую чашку с золоченой ручкой. Это тот редкий случай, когда некоторые витрины еще распахнуты и к уникальным экспонатам можно даже прикоснуться. Легкая, почти невесомая вещица умещается на моей ладони. Главный хранитель музея-панорамы «Бородинская битва» Лидия Ивченко обращает мое внимание на рисунок на чашке.

«На ней изображен мальчик с дротиком в руках, который напоминает о судьбе наших героев. Сначала в детстве они играли в военные игры, а когда уже входили в лета, как сами писали потом в мемуарах, служба становилась для них настоящей страстью», — рассказывает Лидия Леонидовна, ставит чашку в витрину, и мы идем с ней дальше по экспозиции.

Кто давно не был в музее-панораме «Бородинская битва», ее просто не узнает. Напротив входа после реконструкции появилась колоннада — классический портик в стиле ампир, за которым находится гравюра с изображением Москвы предвоенного периода. С этой гравюры как будто сошли персонажи того времени — барышня, солдат, дворянин, разносчик и купец. Они встречают посетителей и словно погружают в эпоху наполеоновских войн.

Надо признать, структура экспозиций большинства музеев, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года, примерно одинаковая: начало войны, отступление и прочее. В этом смысле экспозиция панорамы «Бородинская битва» всегда выгодно отличалась. Музейные художники считали своей задачей, используя уникальные экспонаты, раскрыть внутренний мир военного и гражданского человека того времени, увидеть войну его глазами.

После реконструкции в экспозиции появились новые инсталляции, экспонаты, которые хранились в фондах музея и еще ни разу не выставлялись. В первом зале рассказывается о начале войны 1812 года до Бородинского сражения. Он оформлен в зеленом цвете, который ассоциируется с основным цветом русского военного сукна того периода.

А кульминация, безусловно, — знаменитое творение Рубо: в панорамный зал посетители попадают через небольшой переход. В зале были произведены самые масштабные реставрационные работы. Полотно очистили от пыли, подклеили отходящие слои краски, обновили предметный план, восстановили светоотражающий зонт. Кроме того, во всех залах, в том числе и в панорамном, установили интерактивные тумбы. Теперь можно подойти к такому информационному стенду, запустить программу и узнать, например, о любом фрагменте, изображенном на панораме Франца Рубо: что это за войска, какой момент сражения изображен и многие другие подробности.

Полностью перестроен зал, который рассказывал о московском пожаре и отступлении Наполеона. Он выдержан в красных тонах. Здесь появилась инсталляция, изображающая сцену из романа «Война и мир». Когда плененного французского барабанщика гусары Дениса Давыдов кормят и отогревают возле костра.

«Все военные мундиры пошиты по технологии того века вручную, — уточняет Лидия Ивченко. — Получилось, что не мундиры подгоняли под манекены, а наоборот. Это очень трудоемкая и кропотливая работа».

Атмосфера в музее — как перед премьерой в театре, когда идут последние репетиции, но только музейные художники колдуют над экспонатами спокойно и без лишней суеты. При этом сохраняется интрига — в назначенный день и час все детали — редчайшие экспонаты, современное оборудование, звуковое оформление — должны сыграть единым слаженным ансамблем. И это точно стоит увидеть.




Отзывов 0    Просмотров